История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Образование и укрепление государства Сефевидов
Страница 2

Материалы » Иран в средние века » Образование и укрепление государства Сефевидов

Шиизм имамитского толка стал государственным исповеданием, обязательным для всех мусульман. Сунниты, крайние шииты, - "еретические" течения суфизма подверглись гонениям / Симоновская, Ацамба, 1968, с.308/.

Сефевидская держава была таким же светским государством, как и прежние государства Ирана.

Феодальное общество Ирана в XVI в. представляло мало своеобразия по сравнению сXIV-XV вв. Руководящее положение по-прежнему занимала военная знать кочевых племен; теперь это были эмиры кызылбашских и курдских племен. Главы кочевых племен или их ветвей получали в кормление определенную территорию (улька).

Правители областей - беглербеги и округов - хакимы назначались из знати тех же племен; при этом нередко их улька, а также кошун - племенное ополчение - передавались после утверждения шаха по наследству.

Во внутренней и внешней политике Сефевидов прослеживается следующее.

В апреле 1514 г. Селим I (сын и преемник турецкого султана Баязида II) начал войну; турки одержали 23 августа 1514 г. решительную победу над кызылбашами в Чалдыранской битве-и временно заняли Тебриз. Отказавшись заключить мир, предложенный Исмаилом I, Селим I продолжал войну с Ираном; ее продолжал затем и преемник Селима I султан Сулейман Кануни (1520-1566). Эта война, как и последующие османо-иранкие войны, велась под идеологической оболочкой борьбы суннизма с шиизмом, но в действительности борьба велась за стратегически важные территории, через которые пролегали и пути караванной торговли. В первой из этих войн (1514-1555) перевес и инициатива все время были на стороне Турции, Иран только оборонялся. Турки завоевали Западную Армению, Курдистан и Ирак Арабский (Багдад - 1534 г., Басру - 1546 г), вторгались в Западный Иран, трижды временно захватывали Тсбриз (1533 г., 1534 г., 1548 г) и даже Исфаган (1548 г). Мир с Турцией был заключен в Амасье в 1555 г. на следующих условиях: Ирак Арабский с Багдадом, Курдистан, Западная Армения и Западная Грузия отошли к Турции; Иран сохранил за собой Азербайджан, Ширван, Восточную Армению и Восточную Грузию; цари Картлии и Кахетии стали вассалами Ирана.

В отличие от энергичного и очень популярного Исмаила I шах Тахмасп I не был даровитым правителем, хотя, достигнув совершеннолетия, старался сам входить во все дела управления. Он ввел надбавки к поземельной подати; совершил ряд походов в Закавказье, укрепил свою верховную власть над Восточной Грузией; в 1538 г. присоединил Ширван, уничтожив государство ширваншахов и подавив там народное восстание.

В последние годы правления Тахмаспа I внутреннее положение Ирана было тяжелым. Из - за роста налогов, недородов и эпидемий крестьянство обнищало, нападения разбойников и междоусобия феодалов привели к тому, что караванные пути стали небезопасны и частью были заброшены. Хорасан страдал от грабительских вторжений узбекских ханов.

В 1535-1536 гг. Герат и его округ были охвачены восстанием ремесленников, городских низов и крестьян, вызванным поборами и насилиями шахского беглербега, его чиновников и военных слуг. В 1568 г. и Гиляне восстал Ахмед-хан Лахиджанский - владетель Бийе-пиш,

к нему присоединились народные массы. И хотя хан был низложен и заключен в крепость Истахр, народные массы не прекратили борьбы, собрав в 1569 г.18-тысячное ополчение. В 1570 г. восстание было подавлено, наместником Гиляна был назначен седьмой сын шаха Махмуд-мирза, земли в Гиляне были разделены между эмирами племени устаджлу и других кызылбашских племен. Их притеснения уже в 1571 г. вызвали новое восстание крестьян и городских низов, подавленное в 1572 г. воинами племени устаджлу /Иванов, 1977, с.176/.

Страницы: 1 2 3 4

Танкист-пулеметчик
"Мой отец Александр Максимович родился в с. Елань Енисейского района в 1923 году. В армию призван в 1940 г. А в 1941-ом добровольцем ушел на фронт. Он говорил, что молодые бойцы рвались туда с искренним желанием поскорее разгромить врага, пылая ненавистью к нему – рассказывает Светлана Александровна. – ...

Культура микенской Греции
На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Религиозные воззрения ахейцев сложились под сильным влиянием критской цивилизации. Главным божеством, судя по всему, как и на Крите, была богиня – "владычица". Впрочем, ...

К истории вопроса
Вопрос о собственной национальной идентичности встает в русской истории изначально, ибо осознание своей «самости», то есть национальной особенности, присутствует уже в самых ранних источниках. Даже приведенная в «Повести временных лет» фраза Владимира Святого «Веселие на Руси есть питии» говорит о многом. ...