История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Иран в составе Арабского халифата (сер. VII - н. X вв)
Страница 2

Материалы » Иран в средние века » Иран в составе Арабского халифата (сер. VII - н. X вв)

Йездегирд III бежал из Фарса в Керман, затем в Систан, а когда и эти области в 650 г. были захвачены арабами, шаханшах бежал Хорасан.

В 651 г. арабы вторглись и в Хорасан. Среднюю Азию арабы завоевали между 705 и 715 гг. При завоевании Ирана арабами некоторые районы сильно пострадали и немало мирных жителей было уведено в рабство. Но многие владетельные дихканы и города заключили с арабскими полководцами договоры о подчинении. В таком случае жителям гарантировалось сохранение личной свободы и имущества, свобода их веры - зороастринской, христианской и иудейской, дихканы сохраняли власть на местах; взамен дихканы и жители обязывались признать над собой власть арабо-мусульманского государства, не изменять ему, уплатить единовременную контрибуцию и затем ежегодно платить дань.

Арабы не принесли с собой новых форм социальных отношений. Напротив, они сами были втянуты в процесс феодализации, уже интенсивно происходивший в Византии. Армении и - медленнее - в сасанидском Иране. И все же арабское завоевание привело ко многим последствиям / Колесников, 1982, с.115/.

Первым из них была миграция арабов целыми племенами в Иран как и в другие завоеванные страны. Для поселений арабских кочевых племен были отведены земли в Хузистане, Хорасане и других провинциях страны. В городах появились целые кварталы, заселенные арабами тех или иных племен, названные, именами этих племен. Даже еще в X в. в некоторых городах Ирана, как например, в Куме, арабы составляли большинство населения; арабский язык господствовал в городах. Но после X в. большая часть арабов в Иране постепенно иранизировалась, и Иран избежал полной арабизации, какую испытали Месопотамия и Сирия. Многие земли перешли в руки арабских землевладельцев или государства. Став владельцами имений, в которых держатели земли, земледельцы - крестьяне, уже подвергались феодальной эксплуатации, новые хозяева - арабы сами превращались в феодалов.

Арабы принесли с собой в Иран арабскую письменность и арабский язык в качестве литературного и языка религии, а затем с конца VII в. и языка канцелярий. Арабский язык, получивший теперь значение международного для стран Западной Азии и Северной Африки, надолго стал господствующим в литературе и в поэзии Ирана. На арабском языке писали сами персы.

Важным последствием арабского завоевания было распространение в Иране религии ислама. Вначале оно шло медленно, быстрее с середины VIII в. В IX в. ислам уже был религией большинства населения центрального Ирана и Хорасана. К концу X в. ислам был уже бесспорно религией подавляющего большинства населения всего Ирана / Пигулевская, 1958, с.85/.

После утверждения в Иране династии Омейядов (661-750 гг.) проводилась политика в интересах новой феодализировавшейся арабской знати.

При Омейядах в Иране, как и во всем халифате продолжало развиваться раннефеодальное общество с еще недостаточно развитыми формами феодальной собственности на землю и феодальной эксплуатации, которой было охвачено еще не все крестьянство, и с сохранившимися патриархальным и рабовладельческим укладами.

Налоговая система складывалась

из следующих компонентов: со скотоводства, ремесла и торговли взимали подать закат (2,5% дохода) ее платили только мусульмане; с земель арабы и неарабы, принявшие ислам, платили только десятину ушр. Более тяжелую поземельную подать харадж первоначально взимали только с немусульман либо натурой, в виде доли урожая - от 10 до 50% урожая, либо деньгами в твердых ставках, независимо от размеров урожая. С иноверцев - зиммиев (христиан, иудеев и зороастрийцев) как с земледельцев, так и с горожан взималась подушная подать - джизйа: с каждого взрослого мужчины, в зависимости от имущественного положения. Помимо податей и феодальной ренты, крестьяне нередко привлекались властями на принудительные работы для прокладки каналов и строительства дворцов и крепостей / Чистякова, 1962, с.58/.

Страницы: 1 2 3

Значение фундаментальных исследований в жизни человека
Огромная значимость научно-технического прогресса (НТП) для экономического роста и для воспроизводства в целом делает вполне естественным глубокий интерес, проявляющийся ко всему, что способно и ускорить, и сделать более продуктивным научный поиск. Сегодня успех прикладных исследований и разработок в значи ...

Завершение объединения русских княжеств под властью Москвы
Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, её южные и юго-западные земли были включены в состав Литвы, Польши, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Литв ...

Предпосылки реформ Петра 1.
Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований,—важнейший рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его. деде и отце— царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась мн ...