История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Участие народов Башкирии в Отечественной войне 1812 года
Страница 1

Кроме линейной службы башкирские, оренбургское и уральское казачьи войска использовались во внешних войнах России.

В связи с угрозой нападения наполеоновской армии правительство усиливало свою армию легкими иррегулярными частями. В апреле 1811 года было приказано сформулировать 1-й и 2-й башкирские полки. Они должны были иметь национальное обмундирование, обычное оружие и каждому быть при двух конях. К началу войны 1812 гола на западной границе находилось по два башкирских, уральских и оренбургских полка, а также 1-й тептярский.

После вторжения наполеоновской армии в пределы России намного расширяется привлечение башкир и казаков в ряды русских войск. Были и добровольцы. Среди них башкиры братья Абдулхалик и Назир Абдулвахитовы (Оренбургский уезд), юртовый старшина Абуталип Абдрахманов с сыном Сагитом (Бирский уезд). Русский юноша Яким Домашнов и другие. Отмечая патриотический подъем среди башкир и других нерусских народов, участник войны 1812 года С. Н. Глинка писал, что «не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие – и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностью и охотно шли на службу; башкиры оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».

Впервые месяцы войны по инициативе башкир было сформулировано 28 полков. Мишари снарядили два, тептяри - два, и один полк состоял из ставропольских калмыков.

В 1812 году по пять полков были сформулированы оренбургскими и уральскими казаками. В армии находились Уфимский пехотный и Оренбургский драгунский полки. Таким образом, в помощь русской армии, сражавшейся с иноземными захватчиками, Оренбургский край выставил 45 конных полков. Представители других народов находились в ополчении.

Полки, созданные в 1812 гг. в Оренбургской губернии

Наименование

Количество

Башкирские

Уральские казачьи

Оренбургские казачьи

Оренбургский драгунский

Тептярские

Мишарские

Уфимский пехотный

Ставропольский (за Волгой) калмыцкий

28

5

5

1

2

2

2

1

Всего

45

Башкиры, мишари и тептяри пожертвовали до 15 августа 1812 года в пользу армии 500 тысяч рублей. Дворяне губернии внесли 65 тысяч рублей, собранных с крепостных крестьян.

Башкирский народ собрал и подарил армии 4139 лучших строевых лошадей.

Вооружение башкир состояло из копья (пики), сабли, лука и колчана со стрелами. Ружье и пистолеты были у них редкостью. У некоторых из них имелись кольчуги.

Башкирские конники выработали своеобразную тактику. Она тонко подмечена одним автором: «40 шагов есть среднее расстояние для верного выстрела (из лука). В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другою; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, раскрытою грудью и засученными рукавами смело кидается на врага и, пустивши 4 стрелы колет пикою».

В начальный период войны в боевых операциях принимали участие 1й, 2-й башкирские, 1-й тептярский, 1-й и 2-й оренбургские и 1-й и 2-й уральские казачьи полки.

В ходе отступления русских войск в арьергардных боях отличились воины 1-го башкирского полка рядовые Узбек Акмурзин, Буранбай Чувашбаев, хорунжий Гильман Худайбердин, есаул Ихсан Абубакиров. 16 июня в боях под Вильно участвовал 1-й тептярский полк.

Страницы: 1 2

Проявление религиозного фактора в столкновениях между арабами и евреями. Арабо-израильское противостояние на протяжении 1949-1986 годов
Собственно религиозная составляющая, объединяющая арабов тогда в середине XX века и сейчас в начале XXI – это святость для всех мусульман города Иерусалима.[43] Иерусалим - третий из священных для мусульман городов после Мекки и Медины. По-арабски он называется аль-Кудс, "священный". Полное официа ...

Социальные реформы. Табель о рангах
В конце XVII — первой четверти XVIII вв. продолжался начавшийся еще в XVII столетии процесс стирания граней между двумя формами землевладения — вотчиной и поместьем. Указ о единонаследии 1714 г. окончательно закрепил слияние этих форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены "н ...

 «Перестройка» в общественно-политической жизни
В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвинута концепция «нового политического мышления». Суть концепции сводилась к следующему. Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующим: отказ от вывода о расколе современного мира на д ...